Сегодня мало кто знает историю возникновения танца живота. Ведь танец живота только одно ответвление из единого направления «средневосточного танца». Многие не делают различий между танцем живота и средневосточным танцем, а ведь это только одно течение. Сегодня танец живота содержит в себе только женское соло без некоторых других видов, например, танца линии, мужского танца или церемониального и др.
Будет правильным изучать восточные танцы живота на различных этапах его развития, потому что современный танец несет на себе отпечаток традиций, культур, религиозных взглядов, политического и географического положения разных народов и стран, в которых он начал использоваться.
Время появления танца живота совпадает с периодом распространения ислама от юга Испании до северных провинций Индии.
Наибольшую популярность танец живота получил в регионах Центральной Азии, Мавританской Испании, Египте, Северной Африке, Северной Индии, Аравийского Полуострова, Персии и Турецкой Империи.
Огромное воздействие на средневосточный танец живота оказали арабская, цыганская, египетская, персидская, индийская и турецкая культуры. Женское соло представляет собой сочетание египетской и индийской культур. Также на средневосточный танец повлияли социальные различия.
Давайте разберемся с видами танца живота. К основным видам современного средневосточного танца можно отнести мужской танец живота, женское и мужское соло, кружащийся танец, церемониальный танец, танец линии и др.
Танец линии и кружащийся танец исполняют и женщины и мужчины, только по-отдельности. Женское и мужское соло похоже на два предыдущих танца. В основном они получили распространение в сельской местности Ближнего Востока. Часто их называю «народными».
Мужской танец живота объединяет в себе религиозный танец и танец войны. Это сольный танец похожий на женское соло. Причем подражание было и в одежде, аксессуарах, а иногда встречались случаи кастрации, чтобы сходство с женщинами было наиболее полным.
На религиозных обрядах и ритуалах исполнялся церемониальный танец, в котором танцовщица олицетворяла собой божество. Постепенно из публичного танца он стал приватным. Сегодня церемониальный танец редко можно встретить, так как он практически исчез. Подвидом церемониального танца, сохранившегося до наших дней, является танец транс.
Необходимо несколько слов сказать о женском соло. Этот тип средневосточного танца использовалась для восстановления. В танце много движений и импровизации, поэтому он довольно сложный для исполнения. Однако, из-за того, что женщины в период существования танца по статусу были ниже мужчин, информации по женскому соло не много. В танце упор делался на женственность, привлекательность и изящность, но без акцента на сексуальность.